Я работал над созданием сценария своего дебютного полнометражного фильма, когда обратился к Юлии за консультацией.
Мы начали с организации текста, выявили главные и типичные ошибки превращения современной пьесы в киносценарий (переложение, иллюстративность, повторы в диалогах и пр.), разобрали структуру будущего фильма, провели «событийный анализ» пьесы с точки зрения того, как это может работать именно в кино: как правильно соблюсти баланс событий/действий и разговорных сцен; как подавать информацию из диалогов героев пьесы (что можно показать, а не рассказать в диалогах); как расставить смысловые акценты в каждой сцене; какие необходимо придумать кинематографические ходы и решения; как «докрутить» и сделать острее в эмоциональном смысле ключевые моменты в киноверсии.
Юлия давала ценные советы по выстраиванию произведения и определяла направление дальнейшей работы по адаптации текста пьесы, чтобы наиболее эффективно преодолеть разрыв между театральностью материала и необходимой ему кинематографичностью.
Это в некоторой мере мне напомнило занятия с репетитором, но в отличие от «учебных» разборов драматургии Чехова, Вампилова, Петрушевской и других классиков с глазу на глаз, здесь речь идет о твоей работе, что очень ценно.
Одно такое «занятие» — как наиболее эффективный и увлекательный мастер-класс — дает больше опыта, чем целый курс сценарного мастерства. По крайней мере, по ощущениям сразу после консультации.
Повторная консультация дает возможность увидеть прогресс и продвижение на реальном материале, выявить повторные ошибки, которые требуют устранения и еще раз понять свои слабые места, еще раз убедиться в собственном интуитивном понимании ценности замысла/материала (и, как следствие, понимания того, что это ты просто школяр, а материал-то очень даже достойный) 🙂
Консультации «расширяют сознание» и кругозор: когда ты видишь конкретные примеры приемов и способов решения отдельных сцен или элементов конструкции, до которых сам не догадался, это вызывает азарт и (на какое-то время) устраняет страх оценки правильности собственных решений. Но в этом, правда, есть и некая фрустрация, связанная с тем, что в следующий раз — без помощи мастера — ты снова будешь сомневаться в собственных силах.
Дмитрий Юзбашев, режиссер