Даже далекие от сочинительства люди наслышаны о том, как маются пишущие, какими угрюмыми, скучными и раздражительными они могут стать, попав в состояние «не пишется».
В условиях заказной работы блок непозволителен и преодолевается трудом-безотносительно-настроения — потому что договор и сроки. В случаях, когда над вами не занесен топор дедлайна, разобраться с блоком бывает сложнее.
Обычно он является результатом влияния одного или нескольких факторов, зачастую смутно осознаваемых, от чего и возникает общее, туманное чувство сопротивления. Вот эти факторы:
1) Нехватка фактической информации. Недостает «кирпичика» в виде фактуры, которую можно будет затем творчески обработать. Образовалась инфо-лакуна. Решение – дополнительное исследование и интеграция недостающего материала в произведение.
2) Проблема видится в конкретном отрезке текста (сцене, эпизоде). Не хватает понимания и/или умения организовать его так, чтобы он заработал. Если знаешь, где проблема, это уже хорошо — дальше надо понять, в
чем она.
3) Ощущаете специфическое бессилие перед текстом. Текст не дается.
Нет энергии, нет контакта, но нет и понимания, в чем конкретно источник проблем. Пессимизм. Тупик. Усталость от текста: «Все уже вроде попробовал…». Скорее всего это признак системных недочетов. Надо искать
качественную обратную связь, «перетряхивать» текст, искать места, где пошла «утечка энергии».
4) Понимаете, что в тексте — что-то не то, но не можете это назвать и точно диагностировать. Алгоритм решения — обратиться к бета-ридеру, получить обратную связь, продиагностировать. Автор очень часто попадают в слепое пятно собственной оптики. Происходит замыливание взгляда, сживание со своими авторскими изъянами. Это совершенно нормально. Обсуждение текста с коллегами и учителями – практически
универсальный отправной шаг по выходу их тупика.
5 ) Текст не отпускает. Вроде бы поставлена точка, и формально все на
месте, но внутренний голос подсказывает — не доделал. Прислушаться и продолжить работать над теми местами, которые «не отпускают». Усталость в работе часто берет верх, вызывает желание закруглиться, уговорив себя, что работа, в целом, завершена. Это, как правило, самообман.
6 ) Критичность к себе, как к автору. Внутренний критик на марше. Стоит попробовать выключить иррационального критика и включить более конструктивного «внутреннего редактора», который необходим каждому писателю гораздо больше. Тут порой наступает звездный час информации из учебников по
драматургии и-или писательскому мастерству. Они мало помогает писать, но могут иной раз помочь в самодиагностике (см., напр.: Syd Field. «The screenwriters problem solver»).
Также, ниже — несколько проверочных вопросов, которые можно задать самому себе из позиции редактора или же рецензенту:
- Интересен ли текст?
- Если нет, то почему?
- Где провисает внимание? С какого места начинается провисание?
- Что, как кажется, следует изменить?
- Что неясно? (по сюжету, мотивам, характеру, условиям)
- Втягивает ли внешняя история героев в их внутреннюю историю?
- Возникает ли сопереживание? Если нет, то — гипотеза — почему?
- Что можно изменить с этой точки зрения?
- Есть ли в тексте лишние места и длинноты? Стоит ли от чего-то отказаться?
- Какие места кажутся удачными?
- Можно ли сказать, что сюжет ощущается как путешествие по разным эмоциональным состояниям?
- Если нет, то что этому предположительно мешает?
- Насколько замысел отличается от читательского восприятия? (См. также заметку «Авторский зазор») Почему так происходит?
- Что, как вам кажется, не работает в тексте?
- Что следует исправить/поменять/сократить?
Профилактика писательского блока это также и крайне важное разрешение себе писать ПЛОХО, особенно на стадии первого варианта текста. Помним завет Хэмингуэя: «Первый драфт чего бы то ни было — дерьмо». (Также см. заметку «Трудности при работе над текстом», раздел «Полезное».) Поэтому особенно на стадии первого драфта — пишем — как пишется, радуемся прогрессу и периодически пытаемся смотреть на текст глазами опытного, строгого и одновременно конструктивно настроенного критика. В качестве дополнительного ментального трюка можно последовать совету Нила Геймана и «притвориться, что знали, что делаем, с самого начала».